Детский сад без преград
ПАМЯТКА ПО АНКЕТИРОВАНИЮ — Образование
Письмо_ Минобрнауки России О введении ФГОС ОВЗ от 11.03.2016 N ВК-452_07
Дети с особыми образовательными потребностями (Минпросвещения России) памятки
https://yadi.sk/i/GKn3NFZeP1D6UQ
Детский сад без преград
Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих отношений выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребёнка, оказания своевременной помощи детям, отстающим в развитии.
В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» говорится о правах граждан в области специального образования на бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести-восьми лет на основании психолого — медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программы.
В МБДОУ Детский сад № 248 созданы условия, обеспечивающие реализацию прав на получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: имеется Устав, нормативные локальные акты ДОО, регламентирующие работу с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами, разработана адаптированная программа для детей с ЗПР, создан и функционирует психолого-педагогический консилиум.
Самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. При успешном её решении значительно облегчается обучение детей.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Пространство групп организовано в виде Центров развития, оснащенных необходимым количеством развивающих материалов ( книги, игрушки, материалы для творчества и пр.) Планомерное дополнение Центров развития позволяют дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а педагогу дают возможность эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Кабинеты и коррекционные группы оснащены техническими средствами обучения: компьютером, медиапроектором. Имеются наглядные пособия, игрушки и учебно-методическая литература.
Детском саду дети с ЗПР имеют возможность общаться со своими нормально развивающимися сверстниками посредствам специальной организации совместных мероприятий таких как: «Воронья каша», «Сабантуй», «Масленница», день Матери, 23 февраля, 8 марта.
Традиционным стал праздник «День Добра», посвященный Всемирному Дню инвалидов. Даже если ребенок, в силу своих особенностей, не способен на публичные выступления, для него все равно найдется важное дело в виде раздачи атрибутов для танца или расстановки элементов декорации.
Наряду со всеми воспитанниками, дети с ЗПР принимают участие в районных и городских конкурсах « Речитай-ка», «Мы все можем!»
Также, важнейшим институтом социализации является семья. Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях.
Для преодоления подобных проявлений, мы используем разнообразные формы работы с семьёй: коллективные, индивидуальные и формы наглядного информационного обеспечения. Индивидуальные формы – анкетирования и опросы, беседы и консультации специалистов. Коллективные формы традиционны: родительские собрания, «дни открытых дверей», совместные праздники, досуги, развлечения, походы выходного дня в Парк Лесоводов.
В детском саду функционирует Консультативный центр по оказанию методической, психолого-педагогической , диагностической и консультативной помощи для родителей и их детей в возрасте от одного года до семи лет, как не посещающих ДОУ, так и являющихся воспитанниками детского сада.
В ДОУ предоставляются и оказываются дополнительные образовательные услуги детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет, не получающим образовательные услуги по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам дошкольного образования в соответствии с Положением к Решению городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 года № 39/16. В соответствии со спецификой нарушений психического и соматического здоровья детей-инвалидов в состав образовательных услуг входят индивидуальные занятия с дефектологом, логопедом, психологом, педагогом по изобразительному искусству.
Расписание занятий и их количество определено основными направлениями коррекционно-развивающей помощи. Например, всего 8 занятий в неделю. Из них :
-дефектолог-2 занятия;
— логопед-2 занятия;
— педагог-психолог-2 занятия;
— изобразительная деятельность- 2 занятия.
На каждого ребенка составлен индивидуальный маршрут развития.
В 2019 году открылась сенсорная комната в рамках реализации программы «Доступная среда»
Вся работа по воспитанию и развитию дошкольников с ОВЗ ,детьми-инвалидами нацелена на формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.