Адаптация детей раннего возраста
Адаптация
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят: нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание) нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый) меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства: повышение температуры тела изменения характера стула нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.) Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не «стыке» двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.
Чтобы адаптационный период стал более лёгким и безболезненным родители должны знать и уметь : Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада. Неформальное посещение детского сада. т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду. Так как каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня). В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении. НЕОБХОДИМО: -до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета). -в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни. -приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п. В зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения. Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне. При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, 3 адаптационные группы: гр. эмоциональное состояние деятельность отношения со взрослым отношения с детьми речь потребность в общении 1. слёзы, плач отсутствует отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя) отрицательные отсутствует или связана с воспоминан. о близких. Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе. 2. неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого. наблюдение, подражание взрослым. положительные, по инициативе воспитателя. отсутствуют или положительные (ответные). ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых). Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении. 3. спокойное, уравновешенное предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра. положительные, по инициативе ребёнка положительные инициативная (сам обращается ко взрослым и детям). Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях. малышу адаптироваться в детском саду Как же помочь ребенку пережить расставание с мамой? Как облегчить период адаптации в новом коллективе? Как научить строить отношения в группе? Об этом нам и расскажет директор тренинг — студии «Семья Плюс», практикующий психолог Михайлова Лариса Николаевна. Поиграйте в «садик» — А как правильно подготовить малыша к детскому саду? Как настроить его на предстоящие перемены? — Делать это необходимо заранее. Почаще рассказывать о садике, о детках, которые в него ходят. О том, чем они там занимаются: играют, разучивают песенки, кушают, спят в обед, гуляют и так далее. Только не нужно приукрашивать, придумывать какие-то фантастические истории. Иначе, попав в реальность, ребенок разочаруется. Кроме того, можно сходить в детский сад, осмотреть помещение, детскую площадку – чтобы малыш понял, что в саду нет ничего страшного, что там интересно. А потом, дома, поиграть в такую игру: из игрушек сконструировать модель садика и попросить ребенка «побыть» воспитателем, мамой, мальчиком, который ходит в сад. Таким образом, малыш заранее примерит на себя новые роли, проиграет предстоящие ситуации – и ему впоследствии будет легче адаптироваться. И вообще, ребенок начинает общаться с другими детьми задолго до того, как пойдет в садик. И у мамочки есть возможность понаблюдать за своим чадом: как он строит отношения с другими детьми? это «забитый» малыш или, напротив, агрессор, отбирающий у всех игрушки? И если у мамы возникнет повод для беспокойства, она должна проанализировать, в первую очередь, стиль взаимоотношений в семье. Потому что ребенок обычно копирует модель поведения родителей. А уже потом нужно попытаться понять: ребенок просто «играет» во взрослого, или это поведение уже закрепилось у него как черта личности? Если второе – не нужно расстраиваться, потому что сейчас существует много коррекционных методик, которые помогут вашему малышу. Нужно только обратиться за помощью к специалисту. А чтобы ребенку было легче в детском саду, с самого начала поощряйте его стремление к самостоятельности. Не делайте из своего чада кумира, которому все дозволено. Напротив, пусть учится делиться, уважать чувства других, потому что в садике ему придется и отдавать игрушки, и ждать своей очереди и так далее. — А еще ему придется соблюдать режим… — Да, причем, маленькому человечку непросто сразу перестроить свои биологические часы. Поэтому где-то за год до детского сада мама должна начать приучать ребенка к режиму, сходному с режимом в детском саду: в одно и то же время – завтрак, обед, ужин, прогулки, сон и так далее. Ведь если малыш привык, к примеру, спать днем с 11 до 13 часов, а в садике сончас длится с 12.30 до 15, — ему будет некомфортно. Когда все будут играть, его будет клонить в сон. А когда придет пора ложиться спать – у него начнется активный период: он будет мешать другим деткам, схлопочет замечание от воспитателя, обидится на него… В общем, режим – это очень важный момент. И еще: сейчас широко применяется сказкотерапия. В магазинах, по Интернету можно заказать специальные сказки, которые облегчат процесс адаптации в детском саду. Мамочки, не переживайте! — И вот, наконец, ребенок пошел в садик. Говорят, чтобы он чувствовал себя увереннее, ему нужно взять с собой из дома какую-нибудь игрушку – «кусочек» чего-то родного и привычного. — Это называется переносом материнской фигуры. Ребенка отрывают от мамы, и, чтобы это как-то компенсировать, ему необходим некий символ, дающий ему ощущение внутреннего спокойствия. Но это должен быть не просто какой-то «домашний» предмет – а именно любимая игрушка, с которой малыш, может быть, спит, редко расстается. Игрушка, пропитанная особой энергетикой, понимаете? Однако, это – полбеды. Очень мешает ребенку адаптироваться тревожность мамы. Малыш и мама – эмоционально очень тесно связаны друг с другом. Как два сообщающихся сосуда. И если мама старается не показывать вида и давит в себе тревогу – это выплескивается у ребенка, который на подсознательном уровне улавливает, что что-то не так: если мама беспокоится, значит, со мной должно произойти что-то нехорошее. Поэтому маме нужно сначала разобраться со своими страхами: возможно, это связано с ее личным негативным детским опытом. А, может, это просто бессознательное сопротивление выходу на работу. Таким образом, для ребенка очень важно материнское спокойствие и уверенность в его силах. — Сейчас, чтобы ребенок легче привыкал к новой обстановке, первое время с ним в садик ходит мама. Подскажите, как ей правильно себя вести, чтобы не навредить малышу? — Не вмешиваться! Потому что ребенок сам должен получить опыт взаимодействия с другими детьми. Почему новички часто болеют — А если, к примеру, ребенка обижают – мать должна спокойно смотреть на это? — Нужно взглядом подбодрить малыша. Мол, ну что? как ты будешь действовать? давай, я в тебя верю! Но ни в коем случае не бросаться сразу же, чтобы его защитить. Иначе у ребенка возникнет неуверенность в своих силах, и в дальнейшем он превратится в ябеду и плаксу. Просто спокойно объясните малышу, что если его обидели – он имеет полное право дать сдачи. Но первым бить нельзя. Кстати, дети, которые не могут сами за себя постоять и постоянно прячутся за мамину юбку, — чаще болеют. Конечно, происходит это спонтанно. Но тем не менее, таким образом выражается потребность малыша в любви и внимании, нежелание отрываться от мамы. — Но ведь говорят, что через болезнь у ребенка вырабатывается иммунитет… — В какой-то мере это так: определенный процент заболеваний действительно носит подобный характер. Но в основном так действует психосоматика. Ведь дети – прекрасные манипуляторы. — И как долго болеют, то есть адаптируются, ребята? — Полгода – это, считается, длительная адаптация. В среднем, ребенку нужно две недели, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но нередко случается, что в начале все идет хорошо: малышу в детском саду нравится, он с огромным удовольствием его посещает. А через месяц начинаются истерики – приходит осознание, что все это не на время, а надолго. В этом случае родителям нужно увлечь ребенка чем-то новым, показать новые грани этой, «детсадовской», жизни. Подобная реакция, кстати, может быть и на появление в садике нового человека: ребенка, воспитателя… Первым делом — воспитатель — Кстати, а как помочь ребенку установить контакт с воспитателем? — Нужно помнить, что воспитатель для ребенка – вторая значимая фигура после родителей. Поэтому хорошие взаимоотношения малыша с воспитателем очень важны: даже если у вашей крохи возникнут проблемы с ребятами из группы, он перенесет это легче, нежели трения с воспитателем. Так что родителям нужно выбирать не благоустроенный садик, не группу – а, прежде всего, «наставника» для своего ребенка. Поэтому общайтесь с воспитателями, советуйтесь с ними – и тогда ваш позитив по отношению к ним предастся и вашему ребенку. — А почему, несмотря на то, что у ребенка отличные взаимоотношения с воспитателями, с детьми, — но до детского сада он доходит с криками, с истериками? — Через истерику у ребенка происходит невротический сброс внутреннего напряжения. В глубине души он переживает отрыв от мамы и по-другому выразить это не может: речь еще не так совершенна. Кстати, у некоторых детей выброс этой энергии происходит через бешенную активность: они могут кругами носиться по комнате, кричать… В любом случае, родителям нужно постараться не реагировать бурно на эти всплески. Просто придумайте какой-нибудь ритуал, который перед уходом в детский сад успокоит вашего ребенка, настроит его на нужную волну. Например, пусть он каждый раз аккуратно расставляет свои игрушки, чтобы они его ждали… — Скажите, а «несадиковые» дети есть на самом деле, или это только миф? — Врачи считают, что такая группа детей существует. Но, по сути, детский сад полезен всем. А если у ребенка возникли какие-то трудности, то нужно обратиться к психологу. И после занятий песочной терапией, арттерапией, сказкотерапией, семейной терапией и так далее (все зависит от ситуации) все встанет на свои места. Мама, поиграй со мной!