https://yadi.sk/i/GKn3NFZeP1D6UQ

Детский сад без преград

Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих отношений выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребёнка, оказания своевременной помощи детям, отстающим в развитии.

 В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» говорится о правах граждан в области специального образования на бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести-восьми лет на основании психолого — медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программы.

В  МБДОУ Детский сад № 248  созданы  условия, обеспечивающие реализацию прав на получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: имеется Устав, нормативные  локальные  акты ДОО,  регламентирующие работу с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами,  разработана адаптированная программа для детей с ЗПР, создан и функционирует психолого-педагогический консилиум.

Самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. При успешном её решении значительно облегчается обучение детей.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Пространство групп организовано в виде Центров развития, оснащенных необходимым количеством развивающих материалов ( книги, игрушки, материалы для творчества и пр.) Планомерное дополнение Центров развития позволяют дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а педагогу дают возможность эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Кабинеты и коррекционные группы оснащены техническими средствами обучения: компьютером, медиапроектором. Имеются наглядные пособия, игрушки и учебно-методическая литература.

Детском саду дети с ЗПР  имеют  возможность общаться со своими нормально развивающимися сверстниками посредствам специальной организации совместных мероприятий таких как: «Воронья каша», «Сабантуй»,   «Масленница», день  Матери, 23 февраля, 8 марта.

Традиционным стал  праздник «День Добра», посвященный  Всемирному Дню инвалидов. Даже если ребенок, в силу своих особенностей, не способен на публичные выступления, для него все равно найдется важное дело  в виде раздачи атрибутов для танца или расстановки элементов декорации.

  Наряду со всеми воспитанниками, дети с ЗПР принимают участие в  районных и городских конкурсах  « Речитай-ка», «Мы все можем!»

Также, важнейшим институтом социализации является семья. Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях.

Для преодоления подобных проявлений, мы используем разнообразные формы работы с семьёй: коллективные, индивидуальные и формы наглядного информационного обеспечения. Индивидуальные формы – анкетирования и опросы, беседы и консультации специалистов. Коллективные формы традиционны: родительские собрания, «дни открытых дверей», совместные праздники, досуги, развлечения, походы выходного дня в Парк Лесоводов.

В детском саду функционирует Консультативный центр по оказанию методической, психолого-педагогической , диагностической и консультативной помощи для родителей и их детей в возрасте от одного года до семи лет, как не посещающих ДОУ, так и являющихся воспитанниками детского сада.

В ДОУ  предоставляются и оказываются дополнительные образовательные услуги   детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет, не получающим образовательные услуги по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам дошкольного образования в  соответствии с Положением к Решению городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 года № 39/16.  В соответствии со спецификой нарушений психического и соматического здоровья детей-инвалидов в состав образовательных услуг входят  индивидуальные занятия с дефектологом, логопедом, психологом, педагогом по изобразительному искусству.

Расписание занятий и их  количество определено  основными направлениями коррекционно-развивающей помощи.  Например, всего 8 занятий в неделю. Из них :

-дефектолог-2 занятия;

— логопед-2 занятия;

— педагог-психолог-2 занятия;

— изобразительная деятельность- 2 занятия.

На каждого ребенка составлен индивидуальный маршрут развития.

В 2019 году открылась сенсорная комната в рамках  реализации программы «Доступная среда»

Вся работа по воспитанию и развитию дошкольников  с ОВЗ ,детьми-инвалидами нацелена на формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся  мире.