Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Адаптация детей раннего возраста

Адаптация

 

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни.
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

 

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела
изменения характера стула
нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не «стыке» двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

 

Чтобы адаптационный период стал более лёгким и безболезненным родители должны знать и уметь :
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада. т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
Так как каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
-до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
-в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
-приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
В зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.
Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,
3 адаптационные группы: гр. эмоциональное состояние деятельность отношения со взрослым отношения с детьми речь потребность в общении
1. слёзы, плач отсутствует отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя) отрицательные отсутствует или связана с воспоминан. о близких. Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.
2. неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого. наблюдение, подражание взрослым. положительные, по инициативе воспитателя. отсутствуют или положительные (ответные). ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых). Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении.
3. спокойное, уравновешенное предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра. положительные, по инициативе ребёнка положительные инициативная (сам обращается ко взрослым и детям). Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.
малышу адаптироваться в детском саду
| |

 

— Дети! С сегодняшнего дня в нашу группу будет ходить вот этот мальчик. Познакомьтесь, его зовут…

 

Что в эту минуту творится в душе малыша – одному Богу известно. И смятение, и волнение, и тревога, и дикое желание убежать подальше отсюда, назад, к маме, где все такое родное и знакомое.

 

Когда это лучше сделать

 

Как же помочь ребенку пережить расставание с мамой? Как облегчить период адаптации в новом коллективе? Как научить строить отношения в группе? Об этом нам и расскажет директор тренинг — студии «Семья Плюс», практикующий психолог Михайлова Лариса Николаевна.

 

— Лариса Николаевна, в каком же возрасте ребенку легче адаптироваться в детском саду?

 

— Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Все зависит от ребенка: от склада его нервной системы, характера, методики воспитания, стиля взаимоотношения с мамой, ситуации в семье… Кто-то в два года уже готов к садику, а кого-то и в три с половиной от мамы не оторвать. Кстати, с двух лет четырех месяцев до двух лет восьми месяцев у детей отмечается период повторного возврата к маме – и это тоже нужно учитывать. А вообще, считается, что к трем годам ребенок уже созревает для садика. В это время он сам начинает отделяться от мамы, ему становится интересно играть со сверстниками, общаться с ними.

 

Поиграйте в «садик»

 

— А как правильно подготовить малыша к детскому саду? Как настроить его на предстоящие перемены?

 

— Делать это необходимо заранее. Почаще рассказывать о садике, о детках, которые в него ходят. О том, чем они там занимаются: играют, разучивают песенки, кушают, спят в обед, гуляют и так далее. Только не нужно приукрашивать, придумывать какие-то фантастические истории. Иначе, попав в реальность, ребенок разочаруется.

 

Кроме того, можно сходить в детский сад, осмотреть помещение, детскую площадку – чтобы малыш понял, что в саду нет ничего страшного, что там интересно. А потом, дома, поиграть в такую игру: из игрушек сконструировать модель садика и попросить ребенка «побыть» воспитателем, мамой, мальчиком, который ходит в сад. Таким образом, малыш заранее примерит на себя новые роли, проиграет предстоящие ситуации – и ему впоследствии будет легче адаптироваться.

 

И вообще, ребенок начинает общаться с другими детьми задолго до того, как пойдет в садик. И у мамочки есть возможность понаблюдать за своим чадом: как он строит отношения с другими детьми? это «забитый» малыш или, напротив, агрессор, отбирающий у всех игрушки? И если у мамы возникнет повод для беспокойства, она должна проанализировать, в первую очередь, стиль взаимоотношений в семье. Потому что ребенок обычно копирует модель поведения родителей. А уже потом нужно попытаться понять: ребенок просто «играет» во взрослого, или это поведение уже закрепилось у него как черта личности? Если второе – не нужно расстраиваться, потому что сейчас существует много коррекционных методик, которые помогут вашему малышу. Нужно только обратиться за помощью к специалисту.

 

А чтобы ребенку было легче в детском саду, с самого начала поощряйте его стремление к самостоятельности. Не делайте из своего чада кумира, которому все дозволено. Напротив, пусть учится делиться, уважать чувства других, потому что в садике ему придется и отдавать игрушки, и ждать своей очереди и так далее.

 

— А еще ему придется соблюдать режим…

 

— Да, причем, маленькому человечку непросто сразу перестроить свои биологические часы. Поэтому где-то за год до детского сада мама должна начать приучать ребенка к режиму, сходному с режимом в детском саду: в одно и то же время – завтрак, обед, ужин, прогулки, сон и так далее. Ведь если малыш привык, к примеру, спать днем с 11 до 13 часов, а в садике сончас длится с 12.30 до 15, — ему будет некомфортно. Когда все будут играть, его будет клонить в сон. А когда придет пора ложиться спать – у него начнется активный период: он будет мешать другим деткам, схлопочет замечание от воспитателя, обидится на него… В общем, режим – это очень важный момент.

 

И еще: сейчас широко применяется сказкотерапия. В магазинах, по Интернету можно заказать специальные сказки, которые облегчат процесс адаптации в детском саду.

 

Мамочки, не переживайте!

 

— И вот, наконец, ребенок пошел в садик. Говорят, чтобы он чувствовал себя увереннее, ему нужно взять с собой из дома какую-нибудь игрушку – «кусочек» чего-то родного и привычного.

 

— Это называется переносом материнской фигуры. Ребенка отрывают от мамы, и, чтобы это как-то компенсировать, ему необходим некий символ, дающий ему ощущение внутреннего спокойствия. Но это должен быть не просто какой-то «домашний» предмет – а именно любимая игрушка, с которой малыш, может быть, спит, редко расстается. Игрушка, пропитанная особой энергетикой, понимаете?

 

Однако, это – полбеды. Очень мешает ребенку адаптироваться тревожность мамы. Малыш и мама – эмоционально очень тесно связаны друг с другом. Как два сообщающихся сосуда. И если мама старается не показывать вида и давит в себе тревогу – это выплескивается у ребенка, который на подсознательном уровне улавливает, что что-то не так: если мама беспокоится, значит, со мной должно произойти что-то нехорошее.

 

Поэтому маме нужно сначала разобраться со своими страхами: возможно, это связано с ее личным негативным детским опытом. А, может, это просто бессознательное сопротивление выходу на работу.

 

Таким образом, для ребенка очень важно материнское спокойствие и уверенность в его силах.

 

— Сейчас, чтобы ребенок легче привыкал к новой обстановке, первое время с ним в садик ходит мама. Подскажите, как ей правильно себя вести, чтобы не навредить малышу?

 

— Не вмешиваться! Потому что ребенок сам должен получить опыт взаимодействия с другими детьми.

 

Почему новички часто болеют

 

— А если, к примеру, ребенка обижают – мать должна спокойно смотреть на это?

 

— Нужно взглядом подбодрить малыша. Мол, ну что? как ты будешь действовать? давай, я в тебя верю! Но ни в коем случае не бросаться сразу же, чтобы его защитить. Иначе у ребенка возникнет неуверенность в своих силах, и в дальнейшем он превратится в ябеду и плаксу. Просто спокойно объясните малышу, что если его обидели – он имеет полное право дать сдачи. Но первым бить нельзя.

 

Кстати, дети, которые не могут сами за себя постоять и постоянно прячутся за мамину юбку, — чаще болеют. Конечно, происходит это спонтанно. Но тем не менее, таким образом выражается потребность малыша в любви и внимании, нежелание отрываться от мамы.

 

— Но ведь говорят, что через болезнь у ребенка вырабатывается иммунитет…

 

— В какой-то мере это так: определенный процент заболеваний действительно носит подобный характер. Но в основном так действует психосоматика. Ведь дети – прекрасные манипуляторы.

 

— И как долго болеют, то есть адаптируются, ребята?

 

— Полгода – это, считается, длительная адаптация. В среднем, ребенку нужно две недели, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но нередко случается, что в начале все идет хорошо: малышу в детском саду нравится, он с огромным удовольствием его посещает. А через месяц начинаются истерики – приходит осознание, что все это не на время, а надолго. В этом случае родителям нужно увлечь ребенка чем-то новым, показать новые грани этой, «детсадовской», жизни.

 

Подобная реакция, кстати, может быть и на появление в садике нового человека: ребенка, воспитателя…

 

Первым делом — воспитатель

 

— Кстати, а как помочь ребенку установить контакт с воспитателем?

 

— Нужно помнить, что воспитатель для ребенка – вторая значимая фигура после родителей. Поэтому хорошие взаимоотношения малыша с воспитателем очень важны: даже если у вашей крохи возникнут проблемы с ребятами из группы, он перенесет это легче, нежели трения с воспитателем. Так что родителям нужно выбирать не благоустроенный садик, не группу – а, прежде всего, «наставника» для своего ребенка. Поэтому общайтесь с воспитателями, советуйтесь с ними – и тогда ваш позитив по отношению к ним предастся и вашему ребенку.

 

— А почему, несмотря на то, что у ребенка отличные взаимоотношения с воспитателями, с детьми, — но до детского сада он доходит с криками, с истериками?

 

— Через истерику у ребенка происходит невротический сброс внутреннего напряжения. В глубине души он переживает отрыв от мамы и по-другому выразить это не может: речь еще не так совершенна. Кстати, у некоторых детей выброс этой энергии происходит через бешенную активность: они могут кругами носиться по комнате, кричать… В любом случае, родителям нужно постараться не реагировать бурно на эти всплески. Просто придумайте какой-нибудь ритуал, который перед уходом в детский сад успокоит вашего ребенка, настроит его на нужную волну. Например, пусть он каждый раз аккуратно расставляет свои игрушки, чтобы они его ждали…

 

— Скажите, а «несадиковые» дети есть на самом деле, или это только миф?

 

— Врачи считают, что такая группа детей существует. Но, по сути, детский сад полезен всем. А если у ребенка возникли какие-то трудности, то нужно обратиться к психологу. И после занятий песочной терапией, арттерапией, сказкотерапией, семейной терапией и так далее (все зависит от ситуации) все встанет на свои места.
Мама, поиграй со мной!

 

ЗАЙКА

 

Заинька-зайка,
(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка,
(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)
Длинные ушки,
(Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».)
Быстрые ножки.
(Побежали.)
Заинька-зайка,
Маленький зайка,
(Движения повторяются.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка.
(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
 
 

 

Comments are closed.